Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования

Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.

Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.

Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.

Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

  • искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий («Цифровой помощник ученика», «Цифровой помощник родителя», «Цифровой помощник учителя»);
  • большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных («Создание и внедрение системы управления в образовательной организации»);
  • системы распределенного реестра («Цифровое портфолио ученика»);
  • облачные технологии («Библиотека цифрового образовательного контента»).

Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.

Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).

Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».

Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:

  • достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

Чем поможет цифровизация

Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:

  • повышенная нагрузка на педагогических работников в результате работы с несколькими информационными системами и большим объемом данных, вводимых вручную;
  • разрозненность верифицированного цифрового образовательного контента, отсутствие единой точки «сборки» верифицированного контента, сопровождающейся едиными требованиями;
  • слабая интеграция цифровых технологий и продуктов в процесс обучения, воспитания и развития;
  • проблемы обработки больших данных и объективности данных, на основании которых принимаются управленческие решения, в результате отсутствия интегрированных информационных систем.

Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.

Задачами цифровой трансформации являются:

  • повышение эффективности процессов функционирования организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • предоставление равного доступа к качественному верифицированному (проверенному – ред.) цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории РФ всем категориям обучающихся;
  • формирование набора сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
  • стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Минпросвещения, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год

Наименование проекта Описание Показатель Значение, %
Создание сервиса «Библиотека цифрового образовательного контента» Сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечен равный доступ на безвозмездной основе к верифицированному цифровому образовательному контенту, создающему для всех участников образовательных отношений, в том числе для лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, равные образовательные возможности, нацеленному на реализацию образовательных программ, построение индиви­дуальных образовательных траекторий, а также на повышение профессиональной компетент­ности педагогических работников 45
Создание и внедрение сервиса для обучающихся «Цифровой помощник ученика» Сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами Доли используемых проактивных сервисов подборки цифрового образовательного контента, позволяющих обучающимся, родителям и педагогическим работникам эффективно планировать индивидуальный план (программу) обучения, а также обеспечить высокое качество реализации общеобразовательных программ 60
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник родителя» Проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося Доля обучающихся и их родителей, которым создана возможность формирования эффективной системы выявления, развития поддержки талантов у детей при помощи комплексного проактивного сервиса, среди прочего обеспечивающего автоматизированный подбор и поступление в общеобразовательные организации, запись на участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и(или) государственных итоговых аттестациях, получение документов об образовании 80
Создание и внедрение сервиса «Цифровое портфолио ученика» Сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования; формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей Доля обучающихся, родителей и педагогических работников, которым обеспечена возможность эффективно планировать траекторию личностного роста обучающегося, что будет способствовать повышению качества профессиональной ориентации обучающихся всех уровней общего образования, а также среднего профессионального образования 40
Создание и внедрение сервиса «Цифровой помощник учителя» Сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у детей, снизить административную нагрузку на педагогических работников Доля педагогических работников, которым обеспечена возможность автоматизированного планирования образовательных программ, а также возможность осуществлять проверку домашних заданий с использованием экспертных систем искусственного интеллекта, что снизит уровень перегрузки рутинными процедурами, создаст возможности повышения квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических работников 90
Создание и внедрение системы управления в образовательной организации Построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами Доля образовательных организаций, введение электронного документооборота в которых позволит снизить уровень бюрократизации образовательной деятельности, даст возможность принимать управленческие решения на основе анализа больших данных с помощью интеллектуальных алгоритмов 90

Источник: https://d-russia.ru/...

ACiT-center

Синергия Ваших знаний и Нашего опыта дает уверенность в достижении поставленных целей

Контакты

Адрес:
170100 Тверь, ул.Новоторжская, д.18, корп.1, оф.412

Email:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Тел.: +7(4822) 63-31-33

© Copyright 2021 ACiT-centre. All Rights Reserved. Designed By © ACiT-center